Seki Sawa, то, что сделали из Джессики Атрейдес в фильме - один из главных его недостатков, на мой взгляд.
Джессика Атрейдес в книге - невероятно сильная женщина, которая пошла против всего, чему её учил её орден Бене Гессерит, против тысячелетий опыта промывания мозгов, против того, что было её "предназначением", чтобы сделать то, что он хотела сделать. Перестать быть пешкой в игре древних заговорщиков и стать кем-то другим.
Этой самой железной волей она добивалась всего, защищала свой дом, своего мужа, своего сына, суровым образом использовала все подручные средства, не чуралась ничего. И позволяла себе быть уязвимой и слабой только с самыми близкими. Потому что иначе ты не выживешь в такой заранее обречённой на провал ситуации (а она знала, что когда вызвала гнев Бене Гессерит, и она сама, и её Дом стали под ужасной угрозой).
Джессика в фильме... Я не уверен, что она вообще там такого сделала? Её просто сделали куда менее впечатляющей.
Что до Чани и её неизбежной смерти: культурные особенности Фременов позволяли ей смириться с тем, что она не может быть полноценной женой Полу, которого искренне любила, но не позволяли ей самой идеи того, что его дети могут быть не её детьми.
Можно сколько угодно рассуждать про то, как это некультурно, плохо и не соответствует современным воззрениям на мир, но важная деталь: мир Дюны - не современный мир. Это феодальный, раздробленный, разобщённый мир будущего, которого, скорее всего не будет. Но который такой, какой он есть. И Фремены такие, какие они есть, не потому что автор так сказал, а потому что это логично выписано в особенности их быта и их крайне суровой жизни.
Да, я многое нахожу во Фременах странным или не подходящим лично мне. Точно так же, как я нахожу многое в культуре Афганистана мне не подходящим. Но у данных явлений есть свои объяснения. Как бы нам всем не хотелось мазать людей одной культурной кистью, люди разные. Это не мешает мне их осуждать (потому что если бы я считал, что мои культурные ценности хуже чьих-то ещё культурных ценностей, я бы просто перенял чужие культурные ценности), но куда интересней смотреть на это странное смешение культур. Особенно в литературе, где я могу абстрагироваться от происходящего.
- Подпись автора
かかる時さこそ命の惜しからめかねてなき身と思い知らずば